Данная статья, разумеется, не "справочник на все случаи жизни". В ней всего лишь кратко рассмотрены основные ключевые вопросы организации сетевых конкурсов и способы их решения, как это видится автору.
NB! Конкурсы, затеваемые организаторами с единственной целью - пиаром себя, любимых, и самолюбования с командирскими погонами, я не рассматриваю и не хочу рассматривать. Статья написана для тех, кто решил проводить конкурсы для УЧАСТНИКОВ, а не для организаторов.
Еще замечу, что патологически не способным учиться ни на чужих ошибках, ни на своих, можно смело идти мимо. Данная статья им без пользы.
Скорее всего, без пользы она и для колеблющихся в своих желаниях ("проводить конкурс, не проводить?").
Целевая аудитория статьи - люди, которые:
- твердо вознамерились конкурс проводить;
- морально готовы к преодолению трудностей его реализации.
1. Основа основ.
Любая организация любой работы основывается на универсальной памятке: "Обязанности зампотеха танковой роты в наступлении" (а также обороне и всех остальных случаях жизни), первые три пункта которой определяют практически все.
Запомните их как "Отче наш" (или что у вас вместо этого):
1) уяснить задачу;
2) рассчитать время;
3) наметить план мероприятий.
Пункты пронумерованы. НЕЛЬЗЯ браться за пункт 2 раньше пункта 1, как нельзя путать, что раньше: снять штаны, а потом облегчиться, или наоборот.
2. Уяснить задачу.
Если вы понимаете этот пункт как "хорошо провести конкурс", то о своей задаче не имеете ни малейшего ПРАКТИЧЕСКОГО представления, а на абстракциях далеко не уедешь.
Во-первых, вы должны определиться, с какой целью собираетесь проводить конкурс.
Цели у конкурса могут быть разные. Например, просто развлечение для участников. В таком случае упор в организации следует делать не на какие-то итоговые формальные результаты, а на сам процесс. То есть, главная задача - обеспечить динамичное протекание интересных для участников этапов. Весело провели время - и замечательно, цель достигнута.
Если цель конкурса - выявление лучших работ, то упор приходится делать на КОМПЕТЕНТНОСТЬ судейства. И т.д..
Как правило, конкурсы преследуют сразу несколько целей. Поэтому вам, скорее всего, придется продумывать свой с учетом того, чтобы он:
- стал развлечением для участников;
- служил тренировке писательских навыков (или навыков рецензентов, композиторов, поэтов и т.п.);
- обеспечивал в какой-то мере отбор лучших работ.
Во-вторых, нужно определиться, какими ресурсами и возможностями для реализации конкурса вы располагаете.
1) ГДЕ вы планируете проводить конкурс. Какой сетевой ресурс вы используете ("имя, год рождения, номер паспорта")? Конкурс можно проводить только на РЕАЛЬНОЙ площадке, а не "вообще в сети".
2) Какие возможности у выбранного ресурса:
- выдержит ли предполагаемый наплыв запросов пользователей (если по полчаса страницы грузятся - забудьте об этом ресурсе);
- каков режим работы ресурса (если только с 8 до 17 по Москве, то ищите что-нибудь другое);
- какова надежность работы ресурса и вероятность его скорого восстановления в случае сбоя (если, к примеру, рухнет чей-нибудь персональный сайт на бесплатном хостинге вроде narod.ru, то никто кроме вас самих колбаситься с восстановлением контента не будет);
- поддерживает ли работу различных скриптов (например, perl, php). Если скрипты не поддерживаются, то немерянное количество работы придется делать врукопашную.
- предоставляет ли он форумы (если да, то какие?) для сопровождения конкурса (если нет, то форумы непременно где-то нужно отыскать. Хоть на другом ресурсе. Конкурс без форумов - мертворожденное дитя).
3) Какими правами на этом ресурсе вы обладаете:
- имеете ли доступ по FTP (если нет FTP или адекватной ему альтернативы - забудьте о ресурсе. Он, может быть, и хорош, но не про вашу честь. Вы не сможете управлять контентом конкурса);
- какая у вас квота дискового пространства (если на весь конкурс вам выделено 100кб, то разворачивайтесь и ищите другой вариант);
- имеете ли (лично вы, немедленно, а не администратор сайта после отпуска) возможность для создания собственных скриптов, их модернизации и отладки (к примеру, если поддерживаются скрипты CGI, а их директория вам недоступна для записи, то считайте, что CGI у васнет);
- имеете ли возможность доступа на запись в директорию, которая недоступна через http (это необязательно, но очень желательно, если анонимный конкурс с автоматизированной загрузкой работ. Исходные файлы размещаете там, где их никто не может увидеть, даже угадав место расположения и имя файла);
- имеете ли возможности управления форумами (если нет, то все обсуждения на самотеке в куче-мале).
4) Имеете ли вы программистов, которые в состоянии создать необходимые скрипты и оперативно их подправлять в случае выявления каких-либо глюков.
5) Можете ли привлечь к судейству профессионалов. Если на вашем конкурсе в качестве судей согласятся
выступить известные писатели или редакторы профильных изданий, то интерес публики обеспечен.
6) Какие призы вы предоставляете победителям.
Только определившись с этим "во-вторых", можно приступать к рассмотрению всего остального. Одно дело, если вы с сабелькой на танки кидаетесь, другое дело - на броневике против папуасов с копьями. От исходной диспозиции зависит и стратегия организации конкурса, и тактика решения отдельных задач.
В-третьих, встает вопрос: "Какой по форме конкурс собираетесь организовывать?".
1) Жанр принимаемых работ (фантастика, критика, детектив, лирические стихотворения и т.п.). Выбором жанра определяется контингент, для которого все и затевается.
Если потенциальных потребителей много, то нужно это учесть в системе организации конкурса, чтобы не захлебнуться от наплыва и не провалить все дело.
2) Формат (миниатюры, короткие рассказы, романы, сборники стихотворений и т.д.). Как нельзя по одной шкале "вкусно-невкусно" сравнивать бутерброд с икрой и персик, так нельзя и по шкале "хорошо-плохо" сравнивать романы и миниатюры.
3) Форма участия. Бывают конкурсы с анонимным участием работ и с указанием авторства. И у тех, и у других типов конкурса есть свои плюсы и минусы (на которых остановлюсь позднее).
Но при любом варианте вы должны помнить: придется придумывать для организаторов способ идентификации участников, чтобы, к примеру, Вася Пупкин не смог потом претендовать на авторство чужого рассказа-победителя.
4) Форма судейства. Возможно судейство силами участников, отдельным жюри и смешанный вариант. Опять-таки, в каждом варианте есть свои сильные и слабые стороны, к которым мы еще вернемся.
5) Организационное строение конкурса. В данном случае я имею в виду количество туров. Во многом (если не во всем) этот пункт закономерно вытекает из предыдущих.
К примеру, если участников может оказаться больше сотни, а принцип судейства - самосуд, то, скорее всего, вам придется предусматривать сценарий с разбивкой работ на группы, при которой неизбежен как минимум второй тур.
Только определившись ПРАКТИЧЕСКИ, какой конкурс собираетесь проводить, вы можете условно считать, что с "уяснением задачи" справились.
3. Рассчитать время.
Рассчитать время - это спланировать регламент конкурса. Только определившись, в какие сроки вы собираетесь укладываться, и сколько времени потребуется на каждый этап конкурса, можно приступать к следующему пункту эпопеи - "наметить план мероприятий".
На что вам потребуется время?
Во-первых, на подготовительный этап. Это проработка механизма конкурса, Правил, создание информационной странички конкурса (хтмл) и размещение ее на сетевом ресурсе, анонс и рекламная кампания и т.д..
Не думайте, что достаточно создать на сайте www.gorbatiy.com конкурсную страничку и вывесить о конкурсе объяву на www.gorbatiy_forum.ru.
Не заниматься активной рекламой в сети может себе позволить только конкурс-бранд. Да и то, только тогда, когда его давно ждут. В остальных случаях требуется нудная рутинная работа: анонсы и поддержание обсуждения на сайтах/форумах родственного конкурсу направления. Например, на Нуль-Т, СамИздат, Марс-Х, "Если", Стиратели 2000 и т.п..
Для того, чтобы потенциальные участники с родственных сайтов узнали про конкурс и обратили на него внимание, требуется время.
Как показывает практика, на рекламу лучше отводить две недели. Меньше - не успеет сработать по полной программе, больше - приведет к потере интереса в связи с длительным ожиданием.
Во-вторых, это время приема работ. Продолжительность данного этапа определяется эмпирическим путем.
Общие ориентиры таковы:
1) при конкурсах малой формы следует отводить на прием работ меньше времени, иначе снижается интерес к конкурсу.
Например, конкурсы Литкона утомляют нудным ожиданием старта, потом не менее нудным ожиданием рецензий жюри и их оценок при фактически полной тишине на форумах. Скука убивает любой конкурс.
Тем не менее, с этой скукой приходится мириться, если речь идет о повестях и романах. Написать роман за две недели под силу только Дюма-отцу, но, говорят, он уже умер. Поэтому конкурсы работ "крупного калибра", как правило, затяжные. Хотя бы потому, что объем чтения для оценивания весьма и весьма приличный.
REM: Опытом проведения таких конкурсов я не располагаю, посему буду говорить только о конкурсах работ малой формы.
2) раскрученность и востребованность конкурса.
Если конкурс затевается в первый раз, то о раскрученности говорить не приходится. Соответственно, вопрос стоит лишь в плоскости: насколько ваш конкурс востребован.
Первый конкурс Бесов набрал полторы сотни участников, поскольку нашел свою нишу рядом с таким монстром того времени, как "Блэк Джек". Тематика и организационная специфика "Разбитого зеркала" оказалась "в жилу" авторам "СамИздата". Этим и определился, на мой взгляд, их большой интерес к новой затее.
Но это было уже давно, когда конкурсы в сети по пальцам считали - кругом непаханое поле. Сейчас найти свою нишу довольно сложно. А начинать что-то, что не вызовет интереса у авторов, - пустая трата времени.
Тем не менее, чтобы переплыть реку, в нее нужно сначала войти. Учитывая течение. Этот учет в вашем случае будет заключаться в том, чтобы на прием работ отвести немного больше времени, нежели на раскрученных конкурсах.
Но не более трех недель. Иначе, с довеском в две недели рекламной кампании, погасите интерес к своей затее еще до реального старта.
В-третьих, вам потребуется время на судейство. Это время необходимо предусмотреть для каждого тура.
Общие прикидки делаются исходя из максимального объема текстов. Закладываться нужно на вариант исчерпания всей установленной квоты на прием.
Как правило, суммарный объем текстов бывает порядка 75% от возможного. То есть, если принимаются работы до 10кб, средний размер рассказов окажется в районе 7-8 кб.
Прикинув максимальный объем для оценивания, темпы НЕАВРАЛЬНОГО прочтения работ судьями (с учетом того, что судьи иногда, почему-то, работают, спят, кушают, ходят в туалет, а по выходным еще и занимаются семейными глупостями), добавив несколько дней на непредвиденные сбои, можно определиться с требуемым на проведение этого этапа конкурса временем.
В любом случае нужно стремиться к сокращению этого срока, но не в ущерб КАЧЕСТВУ оценивания.
Обычно удается уложиться примерно в месяц при общем объеме чтения в 1,5-2 МБ.
REM: Если вы приглашаете в арбитры профессионалов, то эти сроки (и объемы оценивания, кстати), само собой, придется дополнительно согласовывать: когда и сколько времени профи готовы потратить на ваш конкурс.
В-четвертых, вам нужно предусмотреть время на технические нужды. Например, на подведение итогов, их оформление, разбивку работ на группы (в некоторых случаях) и т.д..
Как правило, на каждую процедуру следует закладывать пару дней, чтобы организаторы без суеты могли выполнить намеченное, даже если в самый неподходящий момент им рубанут интернет или электричество.
Кроме того, такие запасы времени иногда можно накапливать в ходе конкурса, увеличивая надежность укладывания в объявленные конечные сроки.
После формирования регламента осуществите его "привязку к местности", то есть определите РЕАЛЬНЫЕ ДАТЫ старта и завершения.
NB! При этом не забудьте обратить самое пристальное внимание на внешние факторы:
1) Планируются ли в то же самое время АНАЛОГИЧНЫЕ конкурсы в сети. Например, проводить какой-либо конкурс фантастики параллельно с "Эквадором" или "Грелкой" - не самый лучший вариант.
2) всевозможные праздники, каникулы, отпуска и т.д.. К примеру, завершение конкурса 2 января - идея, рожденная, скорее всего, с тяжелого бодуна.
3) независящие от вас возможные форс-мажоры. Если вы запланировали окончание конкурса на 29 декабря, то любой ай-я-яй (допустим, сервера с конкурсом), сдвигающий все сроки на пару-тройку дней, поставит вас в позу кривой буквы "зю" в соответствии с предыдущим пунктом.
Лишь только после того, как вы расправились с расчетом времени, приступайте к "наметить план мероприятий".
4. Наметить план мероприятий.
Вот тут начинается самое интересное. Если вы полагаете, что главная задача на этом этапе - это поскорее набрать жюри, то жестоко ошибаетесь. Набор жюри - дело не первой очередности.
Главная ваша задача - проработать выбранный механизм конкурса ДО МЕЛОЧЕЙ.
Во-первых, написать Правила конкурса, отражающие его цели и порядок проведения.
За основу можно взять Правила "Блэк Джека-3" (для неанонимного конкурса) или "Бес Сознательного-2" (для анонимного конкурса). Упрощенный вариант правил анонимного сетевого конкурса можно взять на "Крещенском Вечерке-2". Для случая с верховным арбитром, оценивающим ВСЕ конкурсные тексты - на "Бес Сознательного-3".
Лучше всего, разумеется, творчески сочетать различные элементы, развивая и дорабатывая правила в соответствии со спецификой вашего конкурса.
REM: Правила последующих конкурсов БД (БД-4, БД-5) брать за основу я бы не рекомендовал.
Во-вторых, после написания ПРОЕКТА Правил переходите к выработке КОНЦЕПТА команды. Этот концепт должен определять всю дальнейшую работу жюри и организаторов.
1) Иерархия и процедура принятия решений.
Возможны два варианта: монархический и демократический. В принципе, каждый имеет право на жизнь, но, исходя из опыта чуть не десятка конкурсов, настоятельно рекомендовал бы монархический принцип.
Что это такое? Это принцип единоначалия. Есть координатор (руководитель, главный министр королевства - не важно, как его назвать), чье решение является окончательным и обжалованию не подлежит (разве что, у него самого).
Остальные организаторы в рамках конкурса являются его подчиненными.
Это совершенно не означает, что координатор, никого не слушая, решает вопросы, как ему вздумается (не надо таким фуражку давать - угробят все к едреной фене).
К примеру, на БС-2 (при трех организаторах) фуражку главного наиглавнейшего министра королевства торжественно водрузили на Панарина и заставили его отвечать за костюмчик (то есть, брать на себя ответственность по решению тех или иных ситуаций).
В большинстве случаев Сергей, интересовался мнением остальных организаторов, а потом принимал окончательное решение, но иногда, когда вопрос требовал оперативной реакции или не имел особой значимости, действовал без каких-либо совещаний. И его решения не оспаривались. Он отвечает за костюмчик (конечный результат) - ему и рулить.
Но! К такому координатору очень высокие требования:
а) способность принимать решения и ОТВЕЧАТЬ за их последствия. Если координатор ждет, когда проблемы "сами рассосутся", или мечется при принятии решения, то к рулю сего деятеля подпускать нельзя - будете столбы считать и между стульев садиться.
Самое страшное, конечно, когда координатор не в состоянии ОТВЕЧАТЬ за свои решения. Если у него во всем виноваты Ваня, Петя, Маша или землетрясение в Гвинее Бисау, то ну такого координатора на фиг. Картина Репина "Волга-Волга" ("Я буду кричать, а ты будешь отвечать") никому не нужна.
Образец координатора, который реально отвечал за все, - Виталий Романов. Он брал ответственность не только за свои действия, но и за действия всей команды. Даже когда кто-то откровенно ломал дрова, Романов вставал "как пуговицы насмерть" и принимал огонь на себя. С таким координатором можно идти хоть в разведку, хоть куда. Этот НЕ СДАСТ и НЕ ПОДСТАВИТ. А как уж он потом (приватно) снимал с проштрафившихся стружку - публике неведомо. Лично я могу только ПРЕДПОЛАГАТЬ, что некоторым мало не показывалось.
б) способность РЕШАТЬ проблемы. Если вместо этого координатор занимается поиском тех, кто бы за него проблемы решил, или объяснениями, почему все плохо, то такого координатора больше в космонавты брать не надо. Он НЕКОМПЕТЕНТЕН.
Никого не интересует, почему "плохо" и "кто виноват". Должно быть "хорошо". Не можешь это "хорошо" обеспечить - снимай фуражку и иди лесом, поскольку "кто виноват" известно априори - координатор, который отвечает ЗА КОСТЮМЧИК.
в) умение организовать работу. Как ни странно это может показаться, но первые два пункта эту способность не гарантируют. Человек может быть крайне ответственным и совестливым, кидаться грудью на каждую амбразуру и в итоге собственными кровью и пОтом вытянуть конкурс, но это не значит, что он хороший организатор.
Координатор не должен все делать сам. Его задача - наладить процесс, распределить задачи между членами команды, поддерживать взаимодействие и направлять общие усилия в единое русло. Геройство командира в качестве солдата никому не нужно. У командира другие задачи.
Особенно никому не нужны пустые метания координатора с выпученными глазами и рассказы о том, сколько амбразур он лично героически закрыл. Нужен результат. Не обеспечил результат - ты плохой КОМАНДИР, хотя, может быть, и хороший солдат.
Как пример прекрасного координатора-организатора могу привести Елену Навроцкую. Мало, кто знает, что на протяжении практически ВСЕГО конкурса БД-3 у нее были жуткие проблемы с интернет-провайдером. Тем не менее, работу координатор организовал так, что его постоянного присутствия в сети не требовалось. В те отрезки времени, когда у Елены появлялся интернет, она успевала РЕШИТЬ все необходимые вопросы, отметиться на форумах (когда это было целесообразно) и снова исчезала из сети.
И никто не слышал ее жалоб на провайдеров, мировую буржуазию или погоду в Катманду. Навроцкая подписалась на работу координатора и прекрасно ее выполнила, несмотря на все происки международных террористов.
Ну, и еще несколько других конкурсов Елена организовала и провела не менее успешно.
г) человеческая порядочность. Если человек для собственной реабилитации в глазах публики готов очернить своего подчиненного, в координаторах ему делать нечего. Те, которые идут в связке, должны быть УВЕРЕНЫ, что их не бросят в трудную минуту, не выстрелят в спину.
Сделать ошибку может каждый. Либо ему по возможности помогают ее исправить, либо тут же публично открещиваются от человека, как от прокаженного. По второму варианту в совместные дела стараются не влезать.
д) ответственность. Это необходимое качество не только руководителя, но и любого члена команды. Если человек говорит: "Я уложусь к сроку", значит так и должно быть. Необязательные партнеры очень легко оборачиваются в финале пятой колонной.
А сии особенности душевного устройства координатора (руководителя процесса) - особенно важны. Необязательный координатор - прямая дорожка к тому, чтобы "пропал дом".
Разумеется, это далеко не все необходимые требования к координатору конкурса, но, думаю, главные я перечислил.
К дополнительным (желательным) качествам координатора я бы отнес:
а) умение понять чужую точку зрения.
Если руководитель может уяснить, что ему пытаются сказать (пусть и сумбурно-алогично), какая мотивация и аргументация у собеседника, - это большой плюс. Одна голова хорошо, а три - лучше. Чем больше различных точек зрения координатор понял, тем более глубоко сможет проанализировать ситуацию;
б) умение отделять зерна от плевел.
Как правило, в каждой точке зрения есть свое рациональное зерно. Умение эти зерна собрать и синтезировать в оптимальное решение - великое дело.
в) умение оперативно и гибко реагировать на изменение ситуации.
К примеру, случился какой-то форс-мажор. Заранее в любом случае всего не предугадаешь и не запасешься инструкциями и альтернативными вариантами на все на свете. Если координатор в нестандартной ситуации находит приемлемое для всех решение, то конкурс продолжает идти своим чередом БЕЗ сильных конфликтов и нервотрепок.
г) коммуникабельность.
Если координатор легко находит общий язык со своей командой и участниками, то это, разумеется, огромный плюс. Определенная гарантия того, что любые потенциально возможные на конкурсе конфликты будут разрешены достаточно безболезненно.
д) хладнокровие и выдержка.
Если координатор в состоянии всегда оставаться с холодной головой, то его решения грозят оказаться наиболее оптимальными. И для организаторской команды, и для участников.
Как яркий пример координатора, который помимо основных обладает еще и дополнительными качествами, могу назвать Сергея Панарина. По вопросам гибкого разруливания тех или иных конфликтных ситуаций я, к примеру, завидую ему черной завистью.
Теперь вспомним о демократическом принципе организации работы. На мой взгляд, этот принцип применительно к быстротечным сетевым конкурсам нежизнеспособен. Постоянные голосования по поводу и без повода фактически приводят к тому, что ни один вопрос не будет решен в отведенные для него сроки.
Опять-таки, по опыту могу сказать, что даже при трех организаторах возникают порой достаточно длительные дебаты с аргументами, контраргументами и контраргументами на контраргументы. Сей процесс может длиться бесконечно, а нужно принимать решение и двигаться дальше. И если при трех организаторах еще можно относительно быстро проголосовать без длительных обсуждений, то при пяти голосящих (с учетом различия времени пребывания в сети и др.) выяснить мнение большинства в течение суток зачастую становится нереально. А через двое суток уже поздно пить боржом. Дорого яичко к светлому дню. По факту в такой ситуации координатору все равно придется брать на себя ответственность и принимать решение, не дожидаясь мнения большинства.
Так что, лучше сразу успокоиться и без мук согласиться на монархический принцип.
Теперь закончим рассмотрение иерархии и обратим внимание на следующие важные стороны концепта командной работы. Итак:
2) Определение состава команды и распределения функций внутри нее.
Принципиальное строение команды должно быть определено заранее, как и функции каждого ее участника.
а) У команды обязательно должен быть лидер, чтобы не начался разброд и шатание кто-по-дровайной анархии. То есть, нужен руководитель/координатор/главный министр королевства.
Обязанности лидера - отвечать за костюмчик, то есть, организовывать, направлять, координировать общую работу и добиваться конечного результата.
б) Настоятельно рекомендую иметь хотя бы одного технического координатора (помощника/заместителя лидера), который занимается технической рутиной конкурса в штатной ситуации, а в нештатной - подстраховывает работу лидера (если у того интернет не вовремя рубанули, заболел человек или еще что).
в) Если конкурс проводится с заранее объявленным составом жюри, то арбитры тоже автоматически входят в команду. От того, как успешно совместно сработают координаторы и арбитры, зависит успех или провал судейства.
Задача арбитров - оценить требуемый объем работ, вынести свой вердикт, по возможности сопровождаемый отзывами на прочитанные тексты. При этом должно быть обеспечено требуемое качество работы. Если, к примеру, арбитр направо-налево хамит конкурсантам, то требуемого качества судейства он не обеспечил. Не оценками едиными жив конкурсант, но и человеческим отношением.
г) Могут быть еще какие-то участники командной работы (кто-то, к примеру, за форумами приглядывает, кто-то скриптами занимается и др.). Это уже зависит от специфики вашего конкурса, конкретного состава требующих решения задач и их распределения между организаторской командой.
3) Выработка общих нормативов для всех членов команды.
REM:Если команда состоит только из организаторов, то, в общем-то, достаточно и первых двух пунктов (про иерархию и распределение задач). Однако, возможен вариант и с фиксированным составом арбитров, которые, как я уже сказал, неизбежно становятся частью организаторской команды. Данный пункт рассматривает именно такой случай.
Фактически эти нормативы укладываются в "Памятку арбитра", которую вам предстоит написать. Какие вопросы должны быть отражены: